С 29 октября 2012 года начинает действовать новая редакция Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон). Данная редакция была введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает изменения, а в некоторых случаях и новые положения в таких федеральных законах как № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и № 40 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Автор хотел бы осветить в настоящей статье два наиболее существенных положения, относящиеся к обновленному Закону о банкротстве.
Во - первых, принципиально изменятся правила оценки имущества должника на стадиях внешнего управления и конкурсного производства.
В ранее действующей редакции Закона (статья 130) арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника обязан был привлекать оценщика. Исключение составляло имущество, реализуемое на этапе внешнего управления, стоимость которого составляло менее 100 000 рублей. По условию анализируемых нововведений обязательность оценки теперь вообще исключена. Стоимость имущества должника будет устанавливаться по итогам его инвентаризации. Несомненный плюс данного нововведения заключается в возможности минимизировать арбитражным управляющим затраты на проведение процедуры банкротства, которые удовлетворяются в первоочередном порядке по сравнению с денежными требованиями кредиторов. Дабы исключить возможность занижения арбитражным управляющим стоимости продаваемого имущества, Закон дополнен новым пунктом 5.1. в статье 110 по условию которой, оценка имущества должника с привлечением независимого оценщика за счет имущества должника может быть произведена, только если конкурсному управляющему поступит требование о ее проведении от конкурсного кредитора либо от уполномоченного органа. Такое требование может заявить кредитор или уполномоченный орган, размер требований которого превышает два процента общей суммы требования кредиторов. В случае поступления такого требования, арбитражный управляющий обязан провести оценку имущества должника в течение двух месяцев с момента его поступления. Проведение оценки осуществляется за счет средств должника. При недостаточности средств у должника, бремя несения расходов новая редакция Закона возлагает на лицо, заявившее требование о проведении оценки. После реализации имущества, уплаченные кредитором денежные средства, составляют так называемые текущие платежи и подлежат перечислению обратно кредитору в порядке пункта 2 статьи 134 Закона.
Во-вторых, изменения Закона коснулись правил выплаты выходного пособия и заработной платы руководителю должника, его заместителям, лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган должника, главному бухгалтеру, его заместителям, а также всем сотрудникам, занимающим аналогичные должности в филиале или представительстве должника (статья 134, 136 Закона).
По условию статьи 126 Закона с момента открытия конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, что в основной массе случаев, ведет к прекращению трудовых отношений с работодателем – должником в целом. Руководители (как правило, это еще и учредители должника), а так же значимые топ - менеджеры (заместители руководителя, главные бухгалтеры и т.п.), готовясь к ликвидации предприятия, стремятся выжить из последнего всё по максимуму и заранее вносят в контракты с работодателем пункт о выплате так называемого «золотого парашюта» - компенсации на случай расторжения трудового договора. В этом случае, их требования, новая редакция Закона поделила на две части.
Первая часть, не превышающая минимального размера соответствующих выплат, установленных трудовым законодательством, включается в состав текущих платежей.
Вторая часть (требования о выплате выходного пособия и иных компенсаций, превышающие минимальный размер соответствующих выплат, т.е. средний месячный заработок) подлежат удовлетворению после требований реестровых кредиторов третьей очереди. Теперь Законом прямо выделено, что данные выплаты не являются текущими (пункт 2.1. статьи 134 Закона).
Статья 136 Закона дополнена пунктом 4, в соответствии с которым также возможно уменьшение размера требований об оплате труда руководителя и топ – менеджеров должника, злоупотребивших своими положениями в части установления в трудовых договорах завышенных выходных выплат.
По аналогии с оспариванием подозрительных и сделок с предпочтением, законодатель предусматривает возможность уменьшить в судебном порядке размер выплат таким лицам в составе требований по текущим платежам и в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди.
В случае выявления арбитражным управляющим факта увеличения размера оплаты труда руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей за шесть месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве с заявлением об уменьшении размера оплаты таких лиц.
Однако уменьшение судом размера оплаты вышеуказанных лиц в составе текущих платежей или в составе требований кредиторов второй очереди, не порождает признание таких выплат как недействительными. Разница между размером оплаты труда высокооплачиваемых лиц должника после увеличения и до него выплачивается после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Анализ вышеприведенных изменений в законодательстве о банкротстве, полагаю, всё больше и больше свидетельствует об изменении курса законотворчества, направленного исключительно на защиту интересов конкурсных кредиторов от недобросовестных действий лиц, стремящихся при помощи ликвидации предприятия – должника, уйти от ответственности перед кредиторами.