Уже более 7 лет действует глава III.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), которая регулирует вопросы оспаривания сделок должника.
Законодатель отдельно выделил оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (ст. 61.3. Закон о банкротстве).
Данное нововведение было вызвано объективной реальностью, поскольку нередко совершались сделки, которые влекли нарушение порядка расчетов с кредиторами, установленного Законом о банкротстве. Данная норма призвана обеспечить соблюдение указанного порядка.
Поскольку у должника имеются кредиторы, имеющие различный статус (как аффилированные, так и не являющиеся таковыми) законодатель предусмотрел дифференцированный подход к сроку (относительно даты принятия заявления о признании должника банкротом) в течение которого может быть совершена сделка, влекущая преимущественное удовлетворение требований одного из кредитора.
В определенных ситуациях суд для признания сделки недействительной должен был установить, знал кредитор о признаках неплатежеспособности и недостаточности имущества должника или нет. Соответственно, в зависимости от данных обстоятельств, сделки, подлежащие оспариванию, могли быть совершены за 6 месяцев до принятия заявления о признании должника банкротом или за 1 месяц.
Долгое время такое деление кредиторов являлось единственным и юристами юридической компании «Косолапов, Гончаров, Бондаренко и партнеры» неоднократно приходилось подавать такое заявление о признании сделки недействительной (с одним из дел можно ознакомиться в разделе «Услуги-Банкротство-Наши дела).
Но вначале Федеральным законом от 22.12.2014 г. N 432-ФЗ, а впоследствии и Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ введена норма регулирующая особенности оспаривания сделок по основанию ст. 61.3. Закона о банкротстве, если лицом в отношении которого совершена оспариваемая сделка является кредитная организация или налоговый орган.
В соответствии с данной нормой сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей, не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.
Фактически, это очередной шаг законодателя направленный на установление «привилегированности» положения данных субъектов в деле о банкротстве по отношению к другим кредиторам.
Вместе с тем, при внимательном анализе нормы, можно сделать вывод, что по сути в более выгодном положении кредитная организация и налоговый орган оказываются только в отношении сделок, совершенных за 1 месяц до принятия заявления о признании должника банкротом. Если исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности, то такую сделку оспорить нельзя.
В отношении же сделок совершенных за 6 месяцев до принятия заявления о признании должника банкротом для данных субъектов по сути ничего не поменялось – как и раньше, так и сейчас необходимо доказывать, что данные лица знали или должны были знать о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
Нельзя говорить о том, что практика применения нововведенной нормы является сложившейся. Не исключено, что новая редакция Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 г. № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением гл. III.1. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет содержать разъяснения или рекомендации судам относительно применения нормы п.4 ст. 61.4. ФЗ Закона о банкротстве.
Вместе с тем, уже сейчас арбитражным управляющим и иным лицам, имеющим право подавать заявления о признании сделок должника недействительными, необходимо учитывать особенности оспаривания сделок по ст. 61.3. Закона о банкротстве в случае, если стороной сделки являлась кредитная организация или налоговый орган.